Тип: Горный поход, 1 к.с.

Регион: Кавказ, 2016 год

Руководитель - Трутнева И.С.

Опубликовано: 09.01.2017
Автор: Зоя Балецкая

Нитка маршрута: Село Казбеги (Степанцминда) – КПП Дариали – долина реки Кистинка (Хдискали) – перевал Кибиши Восточный (1А) – долина реки Джута – село Джута – село Сно – село Коби – долина реки Мна – перевал Иристон (1А) – долина реки Суатиси – КПП Абано – долина реки Эси – перевал Эси (1А) –...

Краткое описание: Отчет о горном походе 1-й категории сложности, совершенном с 31 июля по 12 августа 2016 года в районе Приказбечья, Грузия


ОТЧЕТ

о горном походе 1-й категории сложности,

совершенном с 31 июля по 12 августа 2016 года

в районе Приказбечья, Грузия.

Маршрутная книжка № 36/16

Руководитель группы:

Трутнева Ирина Сергеевна

e-mail: ikt2005@mail.ru



Содержание:

1. Справочные материалы о походе.

1.1. Параметры похода;

1.2. Подробная нитка маршрута;

1.3. Данные про участников похода;

1.4. Характеристика района путешествия;

2. Организация похода.

2.1. Идея похода, подготовка;

2.2. Варианты подъездов и отъездов;

2.3. Организация пропусков, забросок, страховок.

2.4. Аварийные выходы и запасные варианты.

3. График движения и технический отчет.

3.1. График движения;

3.2. Паспорт технических препятствий;

3.3. Картографический материал;

3.4. Описание похода;

3.5. Отчеты по должностям.

4. Выводы и рекомендации.

5. Литература.


1. Справочные материалы о походе


1.1. Параметры похода.

- Вид туризма: горный

- Категория сложности: 1 (первая)

- Протяженность активной части - 101,4 км

- Продолжительность активной части - 12 дней (из них 11 ходовых)

- Сроки проведения: 31.07-12.08.2016

1.2. Подробная нитка маршрута.

Село Казбеги (Степанцминда) – КПП Дариали – долина реки Кистинка (Хдискали) – перевал Кибиши Восточный (1А) – долина реки Джута – село Джута – село Сно – село Коби – долина реки Мна – перевал Иристон (1А) – долина реки Суатиси – КПП Абано – долина реки Эси – перевал Эси (1А) – озеро Келицад – плато Вулканическое – долина реки Белая Арагви – село Гудаури (трасса).

1.3. Данные про участников похода.

ФИО

Год рождения

Должность в походе

Походный опыт

Трутнева Ирина Сергеевна

1987

Руководитель

4 к.с. горный (Грузия)

Прохорова Марина Ивановна

1993

Финансист + МПС

2 к.с. пеший (Карпаты)

Плахотнюк Наталья Олеговна

1993

Завхоз, примусятник, политорг

2 к.с. пеший (Карпаты)

Карпенко Дмитрий Валерьевич

1990

Зам по личному

ПВД

Федотов Дмитрий Валерьевич

1990

Медик

ПВД

Суханов Илья Владимирович

1997

Зам. по общему, ремнабрщик

2 к.с. пеший (Румыния)

Смагин Андрей Андреевич

1998

Гитарист

1 к.с. лыжный (Карпаты)

1.4. Характеристика района путешествия.

Поход проходил в районе Центрального Кавказа (Приказбечье).

Центральный Кавказ – наиболее высокая и труднодоступная часть Большого Кавказа, одна из частей большого географического региона Кавказа включает в себя и район Приказбечья.

Для среднегорья и низкогорья Центрального Кавказа типичен горно-эрозионный рельеф.

Кельское вулканическое плато (груз. ყელის ზეგანი, осет. Хъелы фæз) — вулканическое плато на Кавказе, зона потухших вулканов и вулканических озёр. Расположено на территории Грузии и Южной Осетии в верховьях реки Белая Арагви, с южной стороны Главного Кавказского хребта на высоте около 2600-3300 м над уровнем моря.

С запада ограничено долиной, по которой проходит Транскавказская автомагистраль, с востока нагорье примыкает к Крестовому перевалу, через который пролегает Военно-Грузинская дорога. На севере находится Трусовское ущелье, отделяющее плато от Казбека.

Потухшие вулканы: Хорисар (3736 м), Шадилхох, Шархох, Мепискало (3519 м), Нарванхох (3247 м).

В западной части плато расположено озеро Келистба, в центральной части — Арчвебистба (треугольное озеро), а в восточной — Келицад. На плато берёт начало множество рек, в том числе Ксани и Дескохирдон (река бассейна Большой Лиахвы).


2. Организация похода


2.1. Идея похода

Цель похода – побывать в районе Приказбечья, побывать в красивых и доступных для «единички» местах – д.р. Кистинка, д.р. Суатиси, оз. Келицад.

Подготовка к походу началась в апреле и включала в себя:

  • физические тренировки;
  • технические тренировки и участие в соревнованиях по ТГТ памяти А. Котлова.
  • теоретическую подготовку – посещение лекций и семинаров, организованных т/к «Романтик».

Физические тренировки проводились 2 раза в неделю. Кроме бега, плавания в море и силовых упражнений, внимание также уделялось технике передвижения по осыпям и склонам (для чего подходит нагромождение камней на море, склоны на море и т.д.). Это очень оправдало себя в походе – новички не были в шоке от неровности рельефа в горах, быстрее освоили хождение по склонам и осыпям.

Технические тренировки включали подготовку к соревнованиям памяти А.Котлова, на которых выступила большая часть группы, по итогам команда заняла 3 место во 2-м классе.

В июне группа участвовала в выезде на р. Южный Буг, где проводились практические занятия по темам: переправы через реку вброд, организация навесной переправы, движение по тропам и травянистым склонам, хождение с одновременной и попеременной страховкой, самозадержание.

Перед походом вся группа участвовала в сборах т/к «Романтик», которые проходили в районе ледника Орцвери под Казбеком. Участие в сборах для групп-единичек максимально полезно – как для обретения новых навыков и знаний, так и для акклиматизации всех участников к горам и проверки снаряжения. После участия в сборах за весь поход ни у кого не было особых недомоганий, горной болезни или других проблем – все прошло на сборах, со снаряжением нас выручили наши товарищи, которые уже прошли тройку, за что им огромное спасибо!

2.2 Варианты подъездов и отъездов

Подъезды.

Из Украины в Грузию добирались двумя способами. Те, у кого время было ограничено, летели самолетом.

Остальная часть группы решила плыть на пароме «Ильичевск-Батуми» компании Укрферри, потому что это интересно и относительно недорого (в среднем 100 долларов в одну сторону). Это настоящий морской круиз + можно провозить до 100 кг груза (даже бензин, если не афишировать это особо) + на пароме очень хорошо, много и вкусно кормят!

В Батуми приплыли около 14:00, там нас встретил дождь и таксисты, которые не дали нам опомниться и предложили ехать в Тбилиси за 25 лари с чел. Мы согласились, потом этот же таксист уговорил нас ехать сразу в Казбеги, но уже гораздо дороже, договорились за 170 лари (нас было 6 чел., почти 30 лари с чел.), все равно деваться было уже некуда, т.к. на дворе ночь, решили ехать. В Казбеги были около 12 ночи.

Итог: доехали быстро и без приключений, но можно обойтись дешевле, если продумать все варианты подъездов еще с Одессы.

Отъезды.

Поход закончили на трассе ниже с. Гудаури, там обычно весь транспорт идет забитым и поймать на серпантинах кого-то невозможно, лучше идти вниз до села с остановкой. Но нам повезло, т.к. наши мальчики ездили в Казбеги забирать заброску из вещей, которую мы оставили там после сборов, и там же они заказали машину на Тбилиси, на которой и забрали нас с трассы. Они долго торговались со всеми, сторговались за 150 лари, водитель был недоволен, увидев наши рюкзаки (все просят по 160-170).

Обратно в Украину, опять же, кто-то летел на самолете, кто-то на пароме. Из Тбилиси в Батуми очень рекомендую ехать автобусом «Eurobus», которые отправляются недалеко от ж/д вокзала. Стоит 20 лари/чел, весьма комфортно. Билетов на поезд в день отправления уже не достать.

14 августа в Батуми разыгрался шторм, и наш паром перенесли больше чем на сутки, но уже вечером 15-го мы загрузились в паром, а утром он отчалил (это замечательно, что пассажиров пустили раньше, чем грузы, потому, что иначе нам нужно было бы тратить лишние деньги на ночевку где-то в Батуми).

2.4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут был разделен на три этапа, с выходами после каждого этапа к населенным пунктам и это уже предопределяло безопасность похода. На всех этапах аварийным выходом с маршрута являлся спуск к населенным пунктам за 1-2 дня.

Запасные варианты:

  • д.р. Кистинка – пер. Кибиши З. (1А)- д.р.Корисцкали
  • д.р. Кистинка – пер.ЛераКТ (1А*)- д.р.Шиносциали – с.Сно
  • Поход прошел по основному заявленному варианту, с небольшим смещением в графике дневок.

3. График движения и технический отчет


3.1. График движения

Дата

День

Отрезок маршрута

Расстояние (км)

Способ передвижения

31.07

1

с. Казбеги – КПП Дариали – д.р. Кистинка

1,5

на машине, пешком

01.08

2

д.р. Кистинка

7

пешком

02.08

3

д.р. Кистинка

7,2

пешком

03.08

4

д.р. Кистинка – пер. Кибиши Вост. (1А, 3543м) – д.р. Джута

10

пешком

04.08

5

д.р. Джута – с. Джута - переезд в с. Коби – с. Квемо Окрокана - д.р. Мна

3,5 + 6

пешком, на машине

05.08

6

д.р. Мна – подход. под пер. Иристон

6

пешком

06.08

7

д.р. Мна – пер. Иристон Ю. (1 А, 3385м) – д.р. Суатиси

6,3

пешком

07.08

8

Дневка

-

-

08.08

9

д.р. Суатиси - КПП Абано - д.р. Терек – д.р. Эси

12,5

пешком

09.08

10

д.р. Эси – пер. Эси (1А) – оз. Келицад

6,5

пешком

10.08

11

оз. Келицад – пер. Вулканический (н/к) – плато Вулканическое – д.р. Белая Арагви

12

пешком

11.08

12

д.р. Белая Арагви – трасса с.Гудаури – г. Тбилиси

6

пешком, на машине


ИТОГО

84,5

Итого, с учетом коэффициента: 84,5 км х 1,2 = 101,4 км

3.2. Паспорт технических препятствий

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, наименование)

Путь прохождения. Техника и тактика прохождения.

Перевал Кибеши Восточный


Кибеши Восточный (3543 м), сн.- ос., ориентация: запад - восток, соединяет д.р. Кистинку (Терек) с д.р. Двавархорцискали (д.р. Джута).

В снежные годы имеет снежно-осыпной характер, в малоснежные – осыпной. На подъем: снежник (осыпь) крутизной до 40° На спуск: снежник, 30-35°

Из д.р. Кистинка (Терек) в д.р. Двавархорцискали (д.р. Джута).

На подъем: движение плотной группой, самостраховка ледорубом.

На спуск: движение глиссером по снежнику, самостраховка ледорубом.

Перевал Иристон Южный


Иристон Южный (3385м) - ос., с запада на восток, соединяет д.р. Мнаисидон с д.р. Суатисидон.

Расположен в отроге ГКХ – Джимарай-Казбеги, между пиками 3552 м с севера и 3649 м с юга. Седловина перевала широкая и протяженная, воды нет как на перевале, так и на всем пути подъема на перевал.

На подъем: протяженный травянисто-осыпной склон (до 2,5км!) крутизной до 30° - без тропы. Перевальный взлет осыпной, крутизной 20-25°, протяженностью до 300м.

На спуск: осыпной склон протяженностью до 300м, крутизной до 30°.

Из д.р. Мнаисидон в д.р. Суатисидон.

На подъем и спуск: движение плотной группой, в касках, самостраховка трек палками, выбирая оптимальный путь, на крутых участках зигзагообразно.

При спуске, вначале по линии падения воды, далее выбирая оптимальный путь движения по менее крутым травянистым склонам.

Перевал Эси


Эси (3300 м) Характер: осыпной

Ориентация: Север - Юг Расположен: Вулканическое Плато, восточный отрог горы Лагатисар Соединяет: д.р. Эси - оз. Келицад

На подъем: перевальный взлет осыпной, до 300м, крутизной 20-30°

На спуск: осыпь, до 200м, крутизной 25-30° Пер. Эси – техничная и красивая 1А. С одной стороны находится озеро Келицад, а в другую сторону открывается вид на ГКХ, вершины Майли, Казбек, Джимарай и тд.

Из д.р. Эси к озеру Келицад

На подъем: траверсируя осыпной склон правой части долины, выходим на перевальный взлет (перевал находится в правом углу).

На спуск: первые 200 м движение плотной группой, самостраховка трек. палками.

3.3. Картографический материал

Для похода использовались карты: Михаила Голубева,

http://caucatalog.narod.ru/westcaumap/westcaumap.h...

расшифровка индексов перевалов

http://caucatalog.narod.ru/westcaumap/westcau_pass...

Схема маршрута (Google Earth)


Условные обозначения:

  1. Красные метки - перевалы
  2. Зеленая линия – маршрут
  3. Желтая линия – пути подъездов на машине (от с. Казбеги до начала маршрута, и в середине похода)
  4. Сиреневая линия – путь подъема на сборы.

3.4. Описание похода по дням.

День 0 (30.08)

Спустились со сборов в с. Казбеги, там оставили у добрых людей заброску лишних вещей, чтоб забрать их после похода, также отвезли заброску в с. Квемо Окрокано.

После обеда разразилась очень сильная гроза с ливнем и крупным градом, так что поляна, на которой мы стояли (в роще возле МЧС), была по щиколотку затоплена смесью воды и снега.

День 1. (31.07)

Погода: ясно, вечером легкий дождик.

с. Казбеги – КПП «Дариали» - д.р. Кистинка (Хдискали).

В 8 утра встали дежурные, в 8:30 вся группа. Договорились про машину до КПП «Дариали» - меньше, чем за 30 лари никто не везет. В 11:30 выехали, в 12:00 приехали в Дариали. Мы с Мариной взяли все паспорта и пошли получать пропуска. Нас на машине отвезли в отделение полиции, все оформили, пограничники очень милые, пообщались, потом нас опять на машине отвезли обратно. За час получили пропуска.

Фото 1. Старт похода, КПП «Дариали», вид на д.р. Кистинка (Хдискали).

В 13:30 стартовали, вверх по долине идет дорога. Очень красивая долина! Постепенно шум дороги остается внизу, открывается вид на водопад, мы выходим к реке, очень чистой и красивой. Через 40 мин выходим к маленькой ГЭС, за ней дорога заканчивается.


Фото 2. ГЭС на р. Кистинка (Хдискали).

Примерно возле ГЭС идет тропа наверх, но мы пошли чуть по другому варианту. За ГЭС дорога упирается в большой камень, перед ним нужно круто наверх по крупной осыпи вылезти метров 40 наверх. Там обнаруживается старая мощеная дорога, оттуда очень красивый вид.


Фото 3. Вид на долину и ГЭС с верхней тропы.

Далее идет хорошая натоптанная тропа. Встречается земляника и малина. Прошли еще переход и стали искать место для лагеря, нашли маленькую ровную полянку среди деревьев и валунов. Места потрясающие! В 16:00 лагерь, начал капать дождик, но скоро закончился.

День 2 (01.08)

Погода: ясно, после обеда кратковременные дожди.

Д.р. Кистинка.

Дежурные встали в 6:00, в 6:30 общий подъем. Вышли в 8:30. Дорожка идет по лесу вдоль реки. Постепенно выходит из зоны леса. Идти одно удовольствие! Около 12 часов дошли по погранзаставы – виден грузинский флаг выше по склону. Было немного лень к ним идти, но в Грузии нужно заходить на каждую заставу и показывать паспорта и пропуска. Пограничники приветливые.

Далее долина расширяется. Переходили приток речки, оказались неожиданно скользкие камни, почти все намочили ноги, там же рядом и заобедали в 13:00. Итого до обеда получилось 5 переходов. Во время обеда пытались посушиться, но пошел дождь. В 14:15 пошли дальше. В этой части долины наблюдается интересное явление - река на какое-то время исчезает, видно только сухое русло. Перешли на другую сторону по сухому руслу. Идти очень удобно, ровно. Прошли еще 2 перехода, дождь начал идти сильнее, поэтому в 15:45 уже стали на ночевку. Ходовое время 6 часов.

День 3 (02.08)

Погода: ясно, вечером дождь с грозой и градом.

Д.р. Кистинка.

Дежурные встали в 6:15, в 6:50 общий подъем. Вышли в 9:00. Продолжаем идти по долине р. Кистинка, подъем плавный, периодически сыпухи сменяются ровными большими травянистыми полянами. В 12 часов подходим к «ступени» с водопадом, за переход поднялись туда, обед (около 13 часов). Погода теплая и солнечная, разложились сушиться.

В 14:30 вышли с обеда, прошли большое моренное «поле». Под самый перевал не стали подходить, стали лагерем возле реки перед большими моренными отложениями и видом на цирк перевалов Кибиши. Здесь будем переходить реку завтра. Река меньше, чем в прошлом году, и не такая мутная. Только стали лагерем (около 16:00), как разразилась гроза с градом. Вообще, по наблюдениям, именно в районе 16 часов идет дождь, так что лучше раньше выходить и раньше становиться на ночевку.

День 4 (03.08)

Погода: Ясно, в обед пасмурно, потом опять ясно.

Д.р. Кистинка – пер. Кибиши Восточный (1А) – д.р. Двавархорцискали – д.р. Джута.

Дежурные встали в 5:00, группа в 6:00. Вышли в 7:30. Реку перешли по камешкам. Поднялись на моренный вал, плавным траверсом стали подходить под перевал.


Фото 4. Верховья долины р. Кистинка

Идем к перевалу траверсом, шли часа 2, пересекли пару снежников, можно не спешить сильно подниматься наверх. К перевалу ведет маленький цирк, перевал правее возле вершины.


Фото 5. Подъем на пер. Кибиши Восточный, вид на долину р. Кистинка


Фото 6. Перевальный взлет пер. Кибиши Вост. Путь подъема.

Под перевал подошли в 11:00. Но оказалось, что такая задержка только нам на руку, потому что в этом году очень много снега, и к 11-ти часам он уже успел подтаять так, что можно было бить ступени. Весь цирк перевала в снегу и под самый перевал ведет снежник. На вид довольно круто, он даже заслуживает «звезду» (в снежные годы). На подъеме били ступени, поднимались след в след, держась поблизости выходов осыпи, чтобы не было опасности в случае срыва съехать по крутому снежнику до самого низа, самостраховка ледорубом. На перевал вышли в 11:35. Сняли записку группы СТК «Одесса» от 04.08.15 под руководством Копылова Д.

Перевал всем очень понравился! Техничный и красивый, с приятными подходами.

Фото 7. Группа на перевале Кибиши Восточный (1 А)



Фото 4. Спуск с пер. Кибиши Восточный.

В 12:00 начали спуск в сторону д.р. Двавархорцискали. С перевала вниз ведет огромный снежник, цирк тоже полностью заснежен. Глиссером быстро съехали, дальше по сыпухе, и в 13:45 уже спустились до травы (и воды), там пообедали. В 15:00 вышли дальше, по правому (по ходу движения) берегу реки идет отлично заметная тропа (бывшая дорога), идется бодро.


Фото 8. Спуск в д.р. Двавархорцискали. Внизу видна тропа.

В 16:40 спустились до пограничников (они базируются на слиянии рек Двавархорцискали и Джута), пытались их проигнорировать, но нам встретился мужик с ружьем (пограничник), и нас вернул. Так что, надо заходить на все погранзаставы. Отошли немного от погранзаставы, на хорошей поляне стали лагерем в 17:20, не доходя до с. Джуты.

День 5 (04.08).

Погода: ясно, днем немного дождик.

с. Джута - переезд до с. Коби – вход в д.р. Мна (Мнаисидон).

Дежурные встали в 7:30, общий подъем в 8:00. Не спеша собрались, около 10 часов вышли, перешли реку по мостику (шпале).


Фото 9. Мостик через р. Джуту

Около 11:30 пришли в с. Джута, откуда оказалось очень логично ехать вниз. Там оживленное движение, возят туристов, поэтому мы очень быстро нашли машину, за 50 лари сторговались доехать до с. Коби. За час доехали до Коби (вместе с заходом в магазин), поймали связь, отписались всем.


Фото 10. На выходе из с. Коби.

Выдвинулись в сторону с. Квемо Окрокано, по пути застал легкий дождик. В 14 часов дошли до погранзаставы у входа в д.р. Мна, нам строго сказали, что туда нельзя, но я показала пропуск, и нас пропустили. Отошли немного от пограничников, чтоб нас не было видно, и около 15 часов стали лагерем. Андрей и Илья сходили за заброской. Перепаковались, отдохнули. Вечером пришел пограничник поболтать, угостил нас курицей и сладким чаем в бутылке. Приятно .

День 6 (05.08)

Погода: ясно, вечером ливень с грозой.

Д.р. Мна

Дежурные встали в 6:30, общий подъем в 7:00. Вышли около 9:30. День выдался жарким. Я решила, что мы пойдем вверх по правому берегу р. Мна (если смотреть вниз по течению, т.е. орографически), хотя дорога идет по левому берегу, возле пограничников есть мост. Такое решение было принято для того, чтобы избежать переправы через реку (которая довольно большая и бурная), тем более, что по информации старших товарищей, по правому берегу можно пройти, хотя и «коряво».


Фото 11. Долина р.Мна, видна старая крепость и кош на противоположном берегу. В хорошую погоду вид на г. Майли-Хох.

Вначале, действительно, идет извилистая тропа, которая взбирается высоко на склоны, потом спускается вниз. Долина расширяется, тропа выводит к заброшенным пастбищам, поросшим буйными сорняками, встречаются коровы. Вдали видна старая крепость, подходим к ней, пытаемся обойти с какой-то стороны, но везде заросли крапивы. В итоге пытаемся обойти крепость поверху, но там обрыв. Недаром там крепость построена. На противоположном берегу большой дом, кош, видны люди, лают собаки (на нас). Люди нам показывают, мол, спускайтесь вниз, но мы предпринимаем еще одну попытку обойти крепость, уже совсем по верху, и найти тропу. Находим нетронутый альпийский луг, немного вертикальный, который обрывается скалами, насколько хватает взгляда. Там ходить опасно, поэтому говорю всем спускаться. И смотрю, куда показывает нам местный житель. Оказывается, немного не доходя до крепости есть мостик через реку.


Фото 12. Мостик через реку Мна возле старой крепости.

Переходим, встречается с пастухом, на радостях я решила спросить, можно ли у них чего-нибудь купить. Пошли к кошу, по дороге открывается масштабная панорама отвесных скал на той стороне, с которой мы только что пришли, так что не знаю, как там проходить, разве что очень сильно по верху, практически по хребту…


Фото 13. Река Мна, правый (по ходу движения) берег пологий, левый – крутой. Справа расположен кош.

Гостеприимные местные нас пригласили в дом «на чай», а мы, поскольку устали и запыхались лазить по отвесным склонам, приняли их предложение. Оказалось, это большая семья грузинских азербайджанцев, летом они живут там и пасут скот, делают сыр и т.д. Угостили нас по-королевски, мы не ожидали такого приема, хотели даже оставить нас на ночь, но мы решительно отказались (от чачи тоже решительно отказались). Пришлось хозяину и второму мужчине пить за нас. В семье строгий патриархат, за столом сидели только мужчины, а женщины и дети наблюдали и готовили. В итоге, сыграли хозяину пару песен, повеселили его и всю семью, и быстренько свалили.

Хозяин отправил сына с конем нас провожать. Мальчик лет 13-14, очень ловко обращается с конем, правда не говорит ни по-русски, ни по-английски, но мы все равно сумели друг друга понять. Он проводил нас до прижимов р. Мна (1,5 часа от коша). Прижимы идут по левому берегу, там нужно переправляться на другую сторону. Тут нам повезло, что мальчик предложил нам переправляться на коне. Это тоже была целая история, но в итоге все успешно переправились по одному на тот берег. Обратно через реку лошадь пришлось тянуть веревкой, потому что просто так она не хотела лезть в воду. Мы были очень благодарны парню, потому что река действительно бурная, коню выше колена, и утром уровень не упал.


Фото 13. Переправа на лошади через р. Мна. Далее по (орографически) левому берегу идут прижимы реки к крутому склону.

Переправились, и сразу (около 18:00) стали лагерем, начался сильный дождь с грозой, который шел весь вечер и ночью.

Вывод: Через реку Мна переходить опасно (!), надо предусмотреть либо навесную переправу, либо искать место разлива, либо попробовать преодолеть прижимы по низу, буквально по воде, а потом переходить реку выше по течению. Нам повезло, что нас переправили на коне.

День 7 (06.08).

Погода: пасмурно

Д.р. Мна – пер. Иристон (1А) – д.р. Суатиси

Дежурные встали в 5:30, общий подъем в 6:00. Погода переменилась – ночь была теплой, с утра пасмурно, но дождя вроде нет. Вышли в 8:10, 2 перехода шли вдоль реки, потом стали подниматься вверх, немного траверсируя к перевалу.


Фото 14. По пути подъема открывается вид на верховья р. Мна, а в хорошую видимость – на г. Майли-Хох и г. Казбек


Фото 15. Путь подъема на пер. Иристон Южный.

Вначале идут крутые травянистые склоны, которые потом становятся немного более пологими. Далее идут гряды лежачих сыпух. Набор высоты большой – почти 900 м. Подъем очень долгий и нудный. Поднимались на перевал с 9:30 до 13:25, очень устали. В 13:25 вышли на перевал по простой сыпухе. Перевал – типичный 1А, наверху есть несколько оборудованных мест для ночевок, но воды нет. Сняли записку группы Максима Сафтюка (т/к «Романтик», 3 к.с.), от 18 июля 2016 года.


Фото 16. Группа на перевале Иристон Южный


Фото 17. Спуск с пер. Иристон Южный

В 13:40 начали спуск, спускаться довольно быстро и просто. В 15:20 спустились почти до р. Суатиси, упали на первой же ровной полянке - обедать. Решили на следующий день делать полноценную дневку, поэтому после обеда прошли еще 1 переход, нашли подходящую полянку и в 17:40 стали лагерем.

Есть предложение - переименовать перевал Иристон в «Нудный» =)


Фото 18. Спуск с пер. Иристон Южный, вид верховья на д.р. Суатиси.

День 8 (дневка).

Погода: солнечно, днем кратковременные дожди.

День 9 (08.08)

Погода: ясно.

Д.р. Суатиси- д.р. Терек – КПП «Абано» - д.р. Эси.

Дежурные встали в 6, общий подъем в 6:30. Вышли в 8:10. Идем вниз по долине р. Суатиси, долина широкая, ровная.


Фото 19. Долина р. Суатиси

Вначале вниз ведет болотистая тропа, затем становится все более хорошей. Внизу долины прошли временный кош, которого в прошлом году не было. В коше пасут огромные стада овец, все очень вытоптано. В 11:30 пришли к пограничникам, которые базируются под старой крепостью. Пограничники нас очень ждали, потому что мы долго шли, думали, что мы потерялись. Объяснили, что у нас просто была дневка.


Фото 20. Абано, монастырь

В крепость заходить не стали, пошли дальше, мимо женского монастыря (по сравнению с прошлым годом стал красивее) до моста через Терек, потом через поле к началу д.р. Эси. Там пообедали в 13:00, в 14:30 начали подниматься по правому по ходу движения берегу р. Эси (орографически левому). Там идет отличная тропа, хорошо заметная на склоне, которая постепенно становится чуть хуже. В 16:00 стали лагерем на красивой зеленой поляне с выходом к р. Эси. Здесь уже встречаются нарзанные источники, а также красивые солевые отложения.


Фото 21. Долина р. Эси. Вдалеке – вулкан Эсигон.

День 10 (09.08)

Погода: переменная облачность.

Д.р. Эси – пер. Эси (1А) – оз. Келицад.

Подъем дежурных в 6:00, в 6:30 общий. Вышли в 8:20. Идем сначала по правому (по ходу движения) берегу р. Эси, затем в удобном месте переходим на левый берег. Поднимаемся наверх, на поросшие травой моренные валы, правда из-за этого пропускаем все нарзанные источники, которые остаются внизу долины. Когда спускаемся к реке, оказывается, что река практически исчезла. Набираем воды. Начинаем подниматься траверсом к перевалу Эси по правому борту долины. Слева остается вулкан Эсигон с характерной красной «короной», которая осталась от кратера. Сыпухи из серых сланцевых пород перемежаются снежниками, насчитали их штук 5, пока виден прямой путь на перевал. Перевал находится в самом правом углу долины, под горой Лаготисар. У кого хорошее зрение, может различить арматуру, торчащую из перевального тура.


Фото 22. Подъем на пер. Эси.


Фото 23. Панорама верховьев долины р. Эси. Эси 1А находится справа.


Фото 24. Группа на пер. Эси (1 А)

В 13:25 выходим на перевал. Сняли записку группы из Украины в составе 4-х человек от 04.08.2016. Устраиваем тут целую фотосессию, вид очень красивый, хотя выше 4 тыс.м все затянуто тучами. В ясную погоду с перевала Эси видно панораму на Казбек, Джимарай и Майли-Хох. С другой стороны вид на вулканы и озеро Келицад.

В 14:15 начали спуск с перевала, за пол часа сбежали до озера Келицад по простой сыпухе. В 15:00 обед, там же и заночевали. На берегу озера было очень красиво, тихо и безветренно. Кое-кто даже пошел купаться, вода вполне теплая.


Фото 25. Спуск с перевала Эси (1 А).

День 11 (10.08)

Погода: ясно

оз. Келицад – пер. Вулканический (н/к) – Вулканическое плато – д.р. Белая Арагви.

Подъем дежурных в 6:00, общий в 6:30. Морозно, на траве иней. Вышли в 8:30, за 1 переход поднялись на пер. Вулканический. Сняли записку той же группы, что и вчера на пер. Эси. Интересной особенностью перевала является стык 2-х различных сред – вулканических камней с г. Шерхоты и сланцевых пород с соседней горы, похожих на доски.

Обошли вулкан Шерхоту, обошли отрог и потом стали набирать высоту и перевалили через следующий отрог. Главное – не спускаться в долину реки Б. Арагви, несмотря на то, что спуск возле г. Шерхота выглядит логичным. Долина представляет собой крайне труднопроходимый каньон. Нужно идти по плато. Вначале идет крупная сыпуха, потом сменяется более мелкой, потом спуск на травянистые луга.


Фото 26. Вид на Вулканическое плато, виден каньон р. Белая Арагви, вдалеке видно с. Гудаури и грузинскую военную дорогу (Крестовый перевал).

Обедали в 13 часов, вода есть в снежниках наверху, а ниже на плато уже нигде нет. В 14:30 продолжили спуск, в 16 часов подошли к краю плато. Отсюда видно с. Гудаури, трассу Тбилиси-Казбеги. Погода шикарная, видимость отличная, что не часто бывает в этих краях. Тропинка вниз начинается откуда-то из левого «угла» плато, ее хорошо заметно на склоне. Но мы немного промахнулись, решили сократить и пойти прямо вниз по соседнему отрогу, что оказалось чересчур круто и не совсем еще по силам «единичке», в итоге спуск занял минут 40, с кучей острых ощущений. Лучше искать тропу, особенно, если нет хорошей видимости.

Внизу видна хорошая тропа, спустились по отрогу на нее, в соседнем ущелье нашли воду. В 18:30 спустились к слиянию рек Белая Арагви и Эретосцискали заночевали на берегу р. Б. Арагви.

День 12 (11.08)

Погода: солнечно.

Д.р. Белая Арагви – ГЭС – финиш.

Подъем дежурных в 6:30, общий в 7:15, вышли около 9 утра. Шли 2 часа по дороге вдоль реки, прошли мимо ГЭС на р. Арагви, в 11 часов вышли на трассу Казбеги-Тбилиси. Отправили Андрея с Ильей в Казбеги за заброской и машиной на Тбилиси. Через часа 4 они приехали, и мы поехали в Тбилиси.


Фото 27. Финиш на трассе, указатель на ГЭС на р. Арагви.


3.5. Отчеты по должностям

Отчёт Финансиста

Участники нашей группы добирались к месту горных сборов разными способами. Первая часть группы – паромом (4 участника), а вторая –самолётом (2 участника) и ещё 1 участник похода ждал нас уже в Грузии. Соответственно затраты получились разные.

Затраты в Одессе:

Траты

На группу

На человека

Билеты Одесса-Батуми (паром), Батуми-Одесса

24300

5400

Страховой полис

2128

304

Раскладка+ упаковка

6088

869

Бензин (Калоша)

429

61

Аптечка

110

16

Одесса – Тбилиси, Тбилиси- Одесса (самолёт)

13916

6958

ИТОГО


6650/ 8208

Затраты в Грузии:


Траты

На группу, грн

На человека, грн

Карточка моб связи + 20 лари на счет

220

32

Машина Батуми- Казбеги (4 чел.)

2110

530

Еда

1620

232

Машина к м.Гергети (7чел.)

500

71

Машина к КПП «Дариал»

300

43

Машина Джута - с.Коби

500

71

Машина Гудаури-Тбилиси

1500

214

Хостел Тбилиси 2 ночи

1400

200

ИТОГО


1393

Прочие расходы (грн):

Траты

На группу, грн

На человека, грн

Автобус Тбилиси -Батуми (5 человек)

1000

200

Хостел (Батуми)

900

180

ИТОГО

1620

232

Те, кто плыли паромом, за поход вышло 7943 грн или 310$ по курсу 1 = 25.57, а самолётом – 9501 грн или 370$.

Поменяли в Батуми 250$ = 575 лари курс 1$ = 2.3 лари. И ещё 60$ в Казбеги и 130$ в Тбилиси по курсу 2.3 лари.

Вывод

Курс доллара не сильно, но в разных местах может отличаться, особенно, в Батуми и в Казбеги. Карточку моб.связи мы не покупали так как она уже была у 1-го из участников. Мы её пополнили на 20 лари, этой суммы хватило до конца пребывания в Грузии и ещё осталось 6 лари.

В Тбилиси для проезда в метро и маршрутках необходима карточка, можно купить её в аэропорту, инфоцентре, пополняется из электронного автомата или в кассах метро. В конце можно сдать карточку с чеком на её приобретение и вам вернут деньги за неё.

Цены за ночь в Гест-хаусах Казбеги и Тбилиси 20-25 лари. Открытием этого сезона для романтиков стал хостел «Флинт» на Giorgi Chitaia St.26 Телефон: +995 595 42 50 85. Администрация хостела гостеприимно встретила и приютила все походные группы романтика по 10 лари за ночь, а так же была возможность ночевать в подвальном помещении (очень хорошие условия, как для подвала) за 5 лари (1 ночь).

Цена на еду в Степанцминде очень завышена. На сегодняшний день, для таксистов это злачное место: торговаться с ними практически невозможно (Даже за красивые глаза, ибо любвеобильность грузинов в Казбеги превращается в миф).

Отчёт МПС

Страховка: АО «Страховая группа «ТАС», тип страхования «активный отдых, альпинизм», с 28.07.2016 по 28.08.2016 на 30000 евро за 304 грн с человека.

Контакт: Подкопаева Ольга +38(097) 6541764, +38(063) 5732827,+38(050) 9240835, сайт tas-insurance.com.ua. Для страховки нужен загран паспорт, инн код, адреса проживания.

Для оформления пропусков необходимо отправлять письмо с подробной ниткой маршрута и данные по участникам (имя, фамилия из гражданского и загран паспортов, серия и номер загран паспорта, дата рождения, прописка, сканы первого листа загран. паспорта) на почту грузинских пограничников: gbp@mia.gov.ge . Они отвечают примерно через неделю. Пропуска можно получить в управлении пограничной полиции «Казбеги», расположенного около КПП – «Дариал».

Контактные лица:

Казбеги Тамаз Суджашвили + (995) 599 7888 884

Тбилиси Вахтанг Датунашвили + (995) 599968402

Лететь в Тбилиси можно прямо с Одессы с помощью МАУ, будет пересадка через Киев. У нас 2 участника летели самолётом

Или паромом офиц.сайт: http://www.ukrferry.com/contacts/in-ukraine

Адрес: 4а, Сабанский пер., г.Одесса, 65014, Украина

Email: ukf@ukrferry.com; charter@ukrferry.com

Билеты мы заказывали онлайн на сайте. После на эл. почту приходит письмо-инструкция в которой описано как пройти регистрацию. Также нужно распечатать подтверждение бронирования и взять собой. В день отплытия нужно оформить посадочный талон и посадочный билет в офисе «Борей» на Ильичёвской паромной переправе. Мимо проезжает маршрутка №25 или № 60 Одесса-Черноморск от Жд. Вокзала до остановки «Бурлачная балка». Контакты: +38(0482) 304692

Если отправление в среду: оформление посадочных талонов – обычно в 14.00, а в воскресенье до 14.00. Плюс парома, в отличии от самолёта, это бесплатный провоз 100 кг или 0,5 куб.м. каютного багажа.

Регистрация и посадка на судно занимает много часов, но нам повезло: быстро прошли таможенный контроль и прошли на судно. Отплыли с Ильичёвска в 9ч вечера 20.07.16 и были в Батуми утром 22.07.16.

Как только вы ступите на землю, вас сразу встретят таксисты, от которых сложно убежать. Мы договорились доехать до Тбилиси за сумму автобуса 25 лари с человека. Так же можно пройтись к автовокзалу ул. Гоголя 1, где можно сесть на автобус фирмы «METRO» Батуми-Тбилиси за 25 лари, который ходит каждый день.

Если ехать с Тбилиси, тогда с 7:00 напротив выхода с аэропорта отправляется маршрутка № 37 в город. Проезд 50 тетри за человека, можно оплатить карточкой. Остановиться у ближайшей станции метро. Далее по метро добрались до метро Дидубе, рядом с которым автостанция Дидубе. И там с 8.00 ч. утра ходят автобусы на Казбеги.

В походе у нас был подъезд с Казбеги до КПП – «Дариал» за 30 лари откуда у нас начался маршрут. И подъезд с Джута до с. Коби.

Конец маршрута мы закончили в Гудаури и оттуда уехали на заказной машине в Тбилиси. Часть группы в Одессу улетела самолётом, а часть отправилась в Батуми благодаря компании «eurobus» сайт: www. eurobus.ge. Можно купить билеты на электричку Тбилиси-Батуми так даже будет дешевле, но билеты нужно покупать заранее.

Билеты на паром обратно мы заказывали через доверенное лицо в Одессе. Потому что сразу нельзя приобрести билеты туда и обратно: расписание может появиться только за неделю до отплытия. Так же может случиться форс-мажор из-за погодных условий. Судно долго не сможет зайти в порт, и тем самым, посадка на паром может отложиться на неопределённый срок. А жить в Батуми, как мы выяснили, очень дорогое удовольствие. Если вам повезёт с погодой можно ночевать на набережной.

Так же можно приобрести билеты в Батуми. Офис находится на ул.Кутаиси 34 (возле мечети).

Контактное лицо:

+995422274119 Владлен

+995599555745 Дали

+995598332535 Евгений

Отчет завхоза и примусятника.

Раскладка была рассчитана примерно на 750 г/чел. в день. Было сделано 2 заброски (1 на сборы и 1 в походе).

Бензин «Калоша» покупали в Одессе

Отчет завхоза и примусятника.

Раскладка была рассчитана примерно на 750 г/чел. в день. Было сделано 2 заброски (1 на сборы и 1 в походе).

Бензин «Калоша» покупали в Одессе по 40 грн/л, везли на пароме (никто не проверяет, хотя лучше об этом особо не рассказывать). Бензин брали из расчета 80 мл/день на чел., что оказалось даже много, остался запас (с учетом того, что нам отдали еще литр на сборах).

Поэтому мы шли немного как мажоры и готовили горячий чай на каждый обед, что было очень приятно

Отчет медика.

Аптечку брали стандартную для горного похода. На сборах была высотная акклиматизация, что проявлялось у некоторых участников в виде головной боли и разбитого состояния. После сборов все прошло, весь поход никаких серьезных проблем со здоровьем не возникало, кроме потертостей и еще иногда давали о себе знать старые травмы коленей.


4. Выводы и рекомендации


Приказбечье – интересный и разнообразный район для горных походов. Немного проблематично составление цельного непрерывного и логичного маршрута для похода 1 к.с. из-за небольшого количества перевалов нужной категории 1А (5-6 на весь район).

Поэтому решено было сделать маршрут интересным и разнообразным, захватить побольше интересного, и для этого проехать в середине маршрута 15 км трассы (от с. Сно до с. Коби). В итоге подъехали от с. Джуты (это оказалось логичнее). Подъезды себя оправдали экономией времени и сил вместо ходьбы по дорогам.

В целом поход прошел по плану, без ч/п. Понравились перевалы Кибиши Восточный и Эси. Интересный рельеф и горные породы. За время похода участники научились ходить по разным формам рельефа (осыпям, траве, снегу), можно рекомендовать их к участию в горных походах 2-3 к.с.

Полностью оправдала себя вся предпоходная подготовка. Те, кто меньше тренировался – хуже чувствовали себя при акклиматизации, темп движения заметно отличался от более подготовленных участников. Поэтому ни в коем случае не стоит пренебрегать тренировками до похода.

Нужно быть готовыми к переправе в д.р. Мна (в районе прижимов). Также может быть сложное ориентирование в районе Кельского вулканического плато (на пути к или от оз. Келицад) в условиях плохой видимости. Ни в коем случае нельзя спускаться в долину реки Белая Арагви – долина представляет собой крайне труднопроходимый каньон.

В целом маршрут был интересный, в меру сложный, поход всем понравился =)


5. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации


  1. Библиотека отчетов тур. клуба «Глобус», Киев, http://www.tkg.org.ua/
  2. Библиотека отчетов тур. клуба «Романтик», Одесса, http://www.tkr.od.ua/report/
  3. Наумов А.Ф. Кавказ. От Крестового перевала до Сбайского. Москва, издатель И.В.Балабанов 2003,228 стр.
  4. Пономарёв С., Яловега В., Нижниковский Е., Калачев А. Центральный Кавказ. Горы Осетии.Москва 2002,162 стр.
  5. Ефремов Ю.В. Голубое ожерелье Кавказа. Л.: Гидрометеоиздат,1988. - 160с
  6. А. В. Зимницкий. Озера Кельского вулканического нагорья. http://glaciallakes.narod.ru/articles/articl_a/sta...
  7. Б. Савчинський. Травневий Казбек: інформація щодо подорожі. К: .-2006.
  8. Пономарев С. В., Беднов Б. В. ТЕПЛИ, ДЖИМАРАЙ, КАЗБЕК. Москва, "Физкультура и спорт",1985.
  9. Альпинизм, горный туризм. Горы Северной Осетии. Сайт Э. Манукянца (Россия, г. Владикавказ). http://www.piligrim-andy.narod.ru
  10. Сайт Бориса Малахова. http://www.turclubmai.ru/heading/papers/820
  11. Сайт команди Форпост (м. Краснодар). http://tourism.kuban.ru/forpost
Дата: 09.01.2017, 19:17 | Опубликовал: Зоя Балецкая | Теги : Отчет Походы для новичков Горные походы